Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня
Добро пожаловать на наш форум!
Если Вам есть чем поделиться или Вы хотели бы уточнить какие-либо эпизоды, связанные с героической обороной Одессы, то милости просим...
  • Страница:
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

ТЕМА: 73 героических дня. Август

73 героических дня. Август 6 года 10 мес. назад #75

  • TruckDriver
  • TruckDriver аватар
  • Вне сайта
  • Модератор
  • Сообщений: 1111
  • Спасибо получено: 1
  • Репутация: 3
В данной теме мы хотим собрать всю известную нам информацию, предварительно разделив её по дням. Отталкиваясь от всем известной книги "73 героических дня" мы будем добавлять в сообщения по дням ту информацию которой нет в книге, это воспоминания, мемуары, фрагменты боевых донесений и прочее что не вошло в эту книгу. Если у уважаемых пользователей есть какая-либо информация и они готовы ней делиться - пишите мне при помощи системы личных сообщений. Давайте сохраним историю обороны вместе...


Итак, каждый пост составляет из себя текст из книги "73 героических дня", затем следует подчёркивание:


И под подчёркиванием будет размещаться информация которая есть по этим дням дополнительно и не попала в книгу. Информация как по Одессе и области, так и общая знаковая по всей стране.
Последнее редактирование: 6 года 10 мес. назад от TruckDriver.
Администратор запретил публиковать записи.

73 героических дня. 6 года 10 мес. назад #76

  • TruckDriver
  • TruckDriver аватар
  • Вне сайта
  • Модератор
  • Сообщений: 1111
  • Спасибо получено: 1
  • Репутация: 3
ОБОРОНА ОДЕССЫ: ДЕНЬ ЗА ДНЕМ

БОИ НА ДАЛЬНИХ ПОДСТУПАХ


5 августа, вторник

Началась героическая 73-дневная оборона Одессы. Она потребовала поистине огромных усилий, стойкости и выдержки защитников города: слишком неравны были силы. На Одесском направлении противник сосредоточил 4-ю румынскую армию (численность её постепенно была доведена до 300 тысяч человек), составлявшую примерно половину всех вооруженных сил Румынии, и отдельные немецкие подразделения. В начале августа в первом эшелоне вели наступление 1-я гвардейская, 3-я и 7-я пехотные румынские дивизии, части 72-й
немецкой пехотной дивизии. Во втором эшелоне находились еще 5 пехотных дивизий и 1 кавалерийская бригада. Многочисленным вражеским войскам, рвавшимся к Одессе, противостояла Приморская армия. Её основные силы к началу обороны города составляли 25-я Чапаевская и 95-я Молдавская стрелковые дивизии. Бойцы и командиры этих крепких, хорошо подготовленных войсковых соединений были воспитаны на унаследованных от героев гражданской войны традициях беззаветной храбрости и самоотверженности в борьбе за Советскую Родину, неразрывного боевого братства народов нашей страны.
Сформированная во время гражданской войны, 25-я дивизия под командованием В. И. Чапаева прославилась ратными подвигами в сражениях за освобождение Урала от белогвардейцев, а затем, в 1920 году, вместе с другими частями Красной Армии защищала молодую Советскую республику на польском фронте.
Её полки имели гордо звучавшие наименования: 3-й Пугачевский имени Фурманова, 54-й имени Степана Разина..
95-я дивизия, сформированная на Одесщине уже в мирное время, в 1923 году, как территориальное соединение, также была причастна к славным традициям героев гражданской войны. В неё была влита значительная часть командиров и политработников 51- й Перекопской и 15-й Сивашской стрелковых дивизий, которые в памятном двадцатом году совершили бессмертные подвиги в боях с белогвардейской армией барона Врангеля. Впоследствии передислоцированная на территорию Молдавской Автономной Советской Социалистической Республики, 95-я дивизия получила наименование Молдавской. Она первой перешла на правый берег Днестра летом 1940 года, когда Бессарабия после 22-летней бояро-румынской оккупации была воссоединена с Советским Союзом.
Великую Отечественную войну обе дивизии, расположенные вблизи советско-румынской границы, встретили одними из первых и с самого начала боевых действий проявили стойкость и
упорство. В тяжелых боях у Дуная и Прута, а затем на Днестре они сохранили боевой дух, приобрели боевой опыт и закалку. 25-й дивизией тогда командовал полковник А. С. Захарченко, 95-й –
полковник М. С. Соколов.
В Приморскую армию была также включена 1-я кавалерийская дивизия (переименованная впоследствии во 2-ю), созданная в Одессе в начале Великой Отечественной войны. И здесь наряду с молодыми бойцами было немало закаленных воинов-ветеранов, сражавшихся в годы гражданской войны в рядах красной конницы. Формировал дивизию генерал-майор И. Е. Петров – старый коммунист, опытный военачальник, активный участник гражданской войны, когда он был комиссаром бригады, командиром полка, в последующие годы командовал дивизией, корпусом.
Кроме этих трех дивизий, в состав Приморской армии вошли:
26-й полк погранвойск НКВД (командир – майор А.А.Маловский), сформированный на базе 26-го пограничного
отряда и дополненный личным составом других местных подразделений НКВД;
136-й запасной стрелковый полк, в котором перед отправкой на фронт проходили подготовку призванные по мобилизации военнообязанные – преимущественно жители Одессы;
части Тираспольского укрепленного района (комендант – полковник Г. М. Коченов) – 5 батальонов личного состава, 500 станковых и 321 ручной пулемёт;
отведённые со своих рубежей после того, как противник значительными силами форсировал Днестр севернее их позиций, эти части несколько упрочили положение защитников города, так как позволили создать на
рубежах обороны значительную плотность пулемётного огня. Для отражения налётов вражеской авиации Приморская армия имела в своем распоряжении:
69-й истребительный авиаполк (командир – майор Л. Л. Шестаков), который еще в июне-июле на дальних подступах к Одессе провел немало ожесточенных воздушных боев; 15-ю бригаду противовоздушной обороны (ПВО), огнём зенитных орудий и пулемётов прикрывавшую наземные части, важнейшие промышленные, транспортные и другие объекты в Одессе и её окрестностях. Командовал бригадой полковник И. Т. Шиленков.
Вместе с войсками Приморской армии город защищали моряки Одесской военно-морской базы Черноморского флота и пограничных судов. К 5 августа был сформирован 1-й морской полк в составе 1300 бойцов, заканчивалось формирование 2-го полка численностью в 700 человек. Оставаясь в общем подчинении командования Черноморского флота, Одесская военно-морская база в оперативном отношении находилась под началом Военного совета Приморской армии. Командовал базой контр-адмирал Г. В. Жуков.
Соотношение сил и средств под Одессой сложилось не в пользу наших войск. Враг обладал шестикратным превосходством в личном составе и пятикратным – в артиллерии. Если противник имел здесь около 100 самолётов и более 100 танков, то в распоряжении защитников города было лишь 30 самолётов и ни
одного технически исправного танка. Однако советские войска неизмеримо превосходили противника в морально-политическом отношении. Глубокое сознание правоты нашего дела, безграничная любовь к социалистической Родине и священная ненависть к врагу приумножали их силы и энергию, отвагу и самоотверженность, воодушевляли, на массовый героизм.
Воины Красной Армии и Военно-Морского Флота, сражавшиеся под Одессой,- опирались на могущество советского тыла. Несмотря на огромные трудности, переживаемые страной в связи с временными военными неудачами, она постоянно оказывала защитникам города неоценимую помощь. Боевые корабли и транспорты Черноморского флота систематически доставляли на фронт под Одессой пополнение, вооружение,
боеприпасы. Вместе с тем, военное командование, партийные и советские
органы принимали срочные меры к наиболее полному использованию для нужд фронта местных людских и
экономических ресурсов.
Несмотря на то, что основной контингент военнообязанных был мобилизован и отправлен на фронт ещё в начале войны, Одесса с первого же дня обороны стала давать пополнение частям Приморской армии, сильно поредевшим в предыдущих боях. 5 августа на передний край ушло свыше 2 тысяч добровольцев – народных ополченцев. В последующие дни первого периода обороны в регулярные армейские и флотские подразделения ежедневно вливалось более 1000 добровольцев, прошедших военную подготовку в отрядах народного ополчения.
Тысячи жителей Одессы и пригородных районов вместе с инженерными и строительными батальонами возводили
оборонительные сооружения. К 5 августа было вырыто и оборудовано более 85 километров противотанковых рвов, около 21 километра эскарпов, 281 окоп для противотанковых орудий, 39 миномётных, 483 пулемётных и 1410 стрелковых окопов, почти 39 километров ходов сообщений, протянуто около 15 километров проволочных заграждений. Однако строительство оборонительных рубежей не было завершено. Предстояло еще многое сделать для их оборудования, и на эти работы партийная организация города мобилизовывала все новые и новые силы местного населения.
На оборону работала вся Одесса. Коллективы промышленных предприятий на оставшемся после эвакуации оборудовании выполняли заказы по ремонту боевой техники, снабжению войск продовольствием и обмундированием. Так как многие рабочие ушли на фронт, оставшиеся трудились так, чтобы выполнять
нормы за себя и за ушедших товарищей. Несмотря на близость фронта и частые налёты фашистской авиации, на колхозных полях вокруг Одессы полным ходом шла уборка урожая. Газеты «Чорноморська комуна» и
«Большевистское знамя» за 5 августа сообщали о дружной, организованной работе на жатв колхозах имени Октябрьской революции, имени «Котовского и «Чорноморська комуна» Одесского пригородного района.
Последнее редактирование: 6 года 10 мес. назад от TruckDriver.
Администратор запретил публиковать записи.

73 героических дня. 6 года 10 мес. назад #81

  • TruckDriver
  • TruckDriver аватар
  • Вне сайта
  • Модератор
  • Сообщений: 1111
  • Спасибо получено: 1
  • Репутация: 3
6 августа, среда

Положение на Южном фронте осложнялось. Фашистские войска, форсировавшие Днестр севернее Тирасполя, быстро продвигались дальше на восток. Бои шли уже в районе Вознесенска. Передовые части противника находились в 70 километрах северо-восточнее Одессы и забрасывали свои разведывательные и диверсионные группы в тыл Приморской армии. Одна из таких групп ворвалась в село Кайры, расположенное километрах в 55 от Одессы, и пыталась там закрепиться до подхода основных сил. Однако 2-й эскадрон 5-го полка 1-й кавалерийской дивизии под командованием старшего лейтенанта И. М. Котенкова стремительно атаковал противника и выбил его из села. Обстановка на фронте требовала принятия срочных мер для создания вокруг Одессы надежного заслона, который преграждал бы путь врагу на суше не только с запада, но и с севера и северо-востока. Приморская армия получила приказ командования Южного фронта начать отход на линию Катаржино, Раздельная, Кучурганский лиман, то есть армия должна была, упираясь своим левым флангом в Днестровский лиман, развертываться фронтом на север. В том же приказе говорилось, что в Приморскую армию передается из 9-й армии Южного фронта 30-я стрелковая дивизия, сосед 95-й Молдавской.
Штаб Приморской армии 6 августа перебазировался в Одессу. В этот же день для оказания помощи в работе по инженерному оборудованию рубежей обороны сюда прибыл начальник инженерных войск Южного фронта генерал-майор А. Ф. Хренов.
Для защиты Одессы с моря и поддержки сухопутных войск, оборонявших город, командование Черноморского флота сформировало отряд кораблей Северо-Западного района, в который вошли крейсер «Коминтерн (командир капитан 2-го ранга И. А. Заруба), эсминцы «Шаумян» (командир капитан-лейтенант К. П. Валюх) и «Незаможник» (командир капитан-лейтенант Н. И. Минаев), 2-я бригада торпедных катеров (командир капитан 2-го ранга С. Г. Мельников), отряд сторожевых катеров (командир старший лейтенант П. И. Державин), дивизион канонерских лодок (командир капитан 3-го ранга Г. И. Гинзбург) и
вспомогательные суда. Командиром отряда был назначен контр-адмирал Д. Д. Вдовиченко, военкомом – батальонный комиссар Я.Г. Почупайло. Отряд базировался в Одессе и был подчинен командиру Одесской военно-морской базы.
В последующем непосредственное участие в сражении за Одессу приняли многие другие боевые корабли основных сил Черноморского флота: крейсеры «Красный Крым» (командир капитан 2-го ранга А. И. Зубков), «Червона Украина» (командир капитан 2-го ранга Н. Е. Басистый) и «Красный Кавказ» (командир капитан 2-го ранга А. М. Гущин), лидеры эскадренных миноносцев «Ташкент» (командир капитан 3-го ранга В. Н. Ерошенко) и «Харьков» (командир капитан 3-го ранга А. П. Мельников), эсминцы «Беспощадный» (ко-мандир капитан-лейтенант Г. П. Негода), «Бодрый» (командир капитан-лейтенант Г. Ф. Годлевский), «Безупречный» (командир капитан-лейтенант П. М. Буряк), «Способный» (командир капитан-лейтенант Е. А. Козлов), «Фрунзе» (командир капитан-лейтенант П. А. Бобровников), «Сообразительный» (командир капитан-лейтенант С. С. Ворков) и «Смышленый» (командир капитан 3-го ранга В. Г. Шегула) и другие корабли.
Вместе с военными моряками активное участие в обороне Одессы принимал ч многотысячный коллектив Черноморского пароходства (начальник Г. А. Мезенцев), вся работа которого с самого начала войны перестроилась на военный лад. По-фронтовому, с напряжением всех сил трудились одесские
портовики (начальник порта П. М. Макаренко). В порту ежесуточно проводились погрузочно-разгрузочные операции в среднем на 20 судах, с которыми справлялись 230 грузчиков, тогда как по расчетам мирного времени для выполнения такого объема работ понадобилось бы не менее 700 человек. Притом работать
приходилось в условиях все учащавшихся налётов вражеской авиации.
С таким же героизмом трудились экипажи судов транспортного флота, доставлявшие войскам, оборонявшим
Одессу, пополнение, вооружение и боеприпасы и -вывозившие из города промышленное оборудование и другие материальные ценности, эвакуировавшие десятки тысяч людей – раненых бойцов и командиров, мирное население.
Черноморское пароходство быстро приспособило свои суда к обслуживанию нужд войны. Многие транспортные суда были переданы в распоряжение Черноморского военно-морского флота, остальные переоборудованы и вооружены артиллерией и пулемётами. Это были необходимые меры: морская дорога к портам Крыма и Кавказа стала далеко не безопасной.
Стремясь ослабить господство наших военно-морских сил на Черном море, гитлеровцы перебросили на усиление румынского военного флота1 6 подводных лодок, 16 торпедных катеров, 50 десантных судов, 23 тральщика и 26 охотников за подводными лодками. Несколько соединений 4-го германского воздушного флота, получив задание парализовать наши коммуникации на Черном море и вывести из строя флот, подвергали постоянным бомбардировкам как боевые корабли, так и транспортные суда на переходах в Одессу, порты Крыма. Нередко над судами днем и ночью, особенно при подходе к Одессе, висели десятки вражеских самолётов. Советские моряки смело вступали в единоборство с фашистской авиацией, суда искусно маневрировали и отстреливались. Они в кратчайшие сроки совершали свои рейсы, каждый из которых имел очень важное значение для обороны города.
Особенно большой вклад в оборону Одессы внесли экипажи транспортных судов «Кубань» (капитан Г. И. Вислобоков), «Пестель» (капитан С. Н. Кушнаренко), «Калинин» (капитан И. Ф. Иванов), «Крым» (капитан Р. Ю. Слипко), «Армения» (капитан В. Я. Плаушевский), «Фабрициус» (капитан М. И. Григор), «Курск»
(капитан В. Я- Труш), «Ногин» (капитан П. Л. Безайс), «Белосток» (капитан И. М. Письменный), «Ворошилов» (капитан А. Ф. Шанцберг), «Красный Профинтерн» (капитан А. С. Полковский), «Ураллес» (капитан И. Ф. Короткий), «Березина» (капитан А. К. Кравченко), Грузия» (капитан В. А. Габуния), ледокол № 7 (капитан В. Г. Попов) и других.
«Мужество, стойкость, самоотверженность – эти прирожденные черты характера советских патриотов проявляются теперь с новой, еще большей силой, – писала в этот день газета «Чорноморська комуна». – Стахановцы промышленных предприятий, заменяя мобилизованных товарищей, неуклонно повышают производительность труда. На обувной фабрике стахановка тов. Шевченко ежедневно выполняет норму почти на 200 процентов, многостаночница трикотажно-швейной фабрики тов. Балкова, работая на 17 машинах, выполняет нормы на 150 процентов, а тов. Фалько – на 200 процентов. Десятки и сотни таких стахановцев самоотверженно работают на других предприятиях промышленности. По стахановски организовал работу коллектив трамвая. Это позволило перевезти за месяц 14,6 млн. пассажиров».
Последнее редактирование: 6 года 10 мес. назад от TruckDriver.
Администратор запретил публиковать записи.

73 героических дня. 6 года 10 мес. назад #82

  • TruckDriver
  • TruckDriver аватар
  • Вне сайта
  • Модератор
  • Сообщений: 1111
  • Спасибо получено: 1
  • Репутация: 3
7 августа, четверг.

Командующий Приморской армией генерал-лейтенант Г. П. Софронов приказал войскам занять оборону на подступах к Одессе на таких рубежах:
30-й стрелковой дивизии, передаваемой из 9-й армии, –полинии Березовка – Демидовка – Анатольевка Силовка;
95-й стрелковой дивизии — по линии Жеребково – Катаржино– Кошары – Раздельная;
31-му и 287-му полкам 25-й стрелковой дивизии – по линии Раздельная – Миролюбовка – Баден – Граденицы – Маяки – Каролино-Бугаз.
1-я кавалерийская дивизия и 54-й полк 25-й стрелковой дивизии отводились в резерв армии.
Военный совет Приморской армии обратился к бойцам, командирам, комиссарам и политработникам с призывом:
«Вам, красным воинам боевой Приморской армии, советский народ доверил дело высокой доблести и чести – защиту славного города Одессы. Точно бешеный зверь, враг мечется на подступах к Одессе. Германские фашисты всеми силами стремятся ворваться на солнечные улицы города, чтобы залить их потоками народной
крови. Одесса – чудесный город, краса и гордость Советской Украины. На протяжении истории к нему не раз уже протягивали хищные лапы иноземные захватчики. Воины Красной Армии, пролетарии Одессы, не щадя своей жизни, показывая невиданные примеры самоотверженности и героизма, отстояли родной город от нашествия иноземных врагов, которые дорогой ценой заплатили за наглую попытку овладеть нашей Одессой в 1918 году. Сегодня грозная опасность снова нависла над Одессой. Обер-бандит Гитлер бросил для захвата города полки своих головорезов. Но под ударами нашей Приморской армии многие тысячи
гитлеровских бандитов уже нашли себе бесславную могилу в знойных приморских степях. Военно-морской флот, воздушные и сухопутные войска мужественно защищают подступы к родной Одессе, они дают решительный отпор зарвавшемуся врагу...
Бойцы, командиры и политработники! Немецко-фашистские орды пытаются захватить город Одессу, они хотят разрушить крупнейший советский порт на Черноморье, уничтожить фабрики, заводы, разграбить народное достояние, созданное творческим трудом миллионов советских граждан. Для жизненных интересов нашей Родины город Одесса, её порт имеют исключительно важное экономическое и стратегическое значение.
Не отдадим врагу советской Одессы! Коммунисты и комсомольцы! Личным примером бесстрашия и храбрости вдохновляйте на боевые героические подвиги всех бойцов и командиров! Победа будет за нами!
Товарищи командиры и политработники! Организуйте, вдохновляйте весь личный состав на защиту Одессы, решительно пресекайте паникерство и трусость! Смело ведите в бой отважных советских воинов на выполнение боевых приказов! Спаянные железной воинской дисциплиной, большевистской организованностью, смело встречайте врага. Силой советского оружия наносите ему могучие сокрушительные удары! Боритесь самоотверженно, стойко и бесстрашно, не зная устали в борьбе! До последней капли крови защищайте наш
крупнейший порт Черноморья – славную Одессу! Одесса есть и навсегда останется советским городом! За нашу родную Одессу! За Родину!».

Партийная организация Одессы развернула большую политическую и организаторскую работу по мобилизации всего населения на еще более активное участие в обороне города. Горком, райкомы партии и первичные парторганизации сосредоточили внимание на подготовке людских резервов для частей Приморской армии и Черноморского флота, организации работ по созданию мощных заграждений на пути продвижения вражеских войск, обеспечении четкой работы местной противовоздушной обороны. Вместе с партийными органами огромную работу по мобилизации масс на отпор врагу проводили исполкомы областного, Одесского городского и 6 районных Советов депутатов трудящихся, их отделы, депутаты. Они занимались вопросами эвакуации, призыва в армию и организации людей на выполнение неотложных работ в производстве, строительстве, руководили местной противовоздушной обороной, подготовкой групп самозащиты, рабочих дружин и бойцов истребительных отрядов, обучением кадров для заводов и фабрик и многим-многим другим. О характере напряженной работы местных органов власти дает представление повестка дня заседания исполкома городского Совета депутатов трудящимся. На нем обсуждались вопросы:
об ассигновании средств на содержание истребительных батальонов и аварийно-восстановительного полка, на расходы, связанные с отправкой эшелонов из Одессы, на оказание помощи семьям, пострадавшим от бомбардировок и артобстрелов; о передаче в распоряжение эвакопунктов помещений кинотеатра имени 20-летия ВЛКСМ и железнодорожной школы № 1;
о введении в ротах аварийно-восстановительного полка должности помощника командира роты по строевой подготовке;
об обеспечении работой членов семей мобилизованных в РККА и т. д.
В порту шли полным ходом работы по эвакуации материальных ценностей. На станциях и подъездных путях Одесского железнодорожного узла скопилось значительное количество подвижного состава, в том числе 60 паровозов. Отправить их в тыл по железной дороге уже не представлялось возможным: пути были перерезаны противником. Портовики и моряки Черноморского пароходства взялись вывезти паровозы морским путем в Николаев, где не хватало локомотивов для эвакуации промышленного оборудования. В результате исключительно напряженных усилий портовиков и железнодорожников в предельно сжатые сроки на 6000-тонный плавучий док было погружено 26 паровозов с тендерами, полными запасами топлива и воды. Вместе с локомотивами отправились в Николаев 52 паровозные бригады. 7 августа на буксире ледокола «Макаров» и морского буксира «Силин» плавучий док покинул Платоновски» мол Одесского порта. Эту экспедицию возглавил опытный капитан К. И. Мощинский. Утром следующего дня паровозы были доставлены в
Николаев, а вечером они увели в глубь страны 25 эшелонов с фабрично-заводским оборудованием.
С первых дней обороны город и защищавшие его части сплотились в единый боевой коллектив. Этому сплочению способствовал, в частности, и регулярный обмен письмами воинов и тружеников Одессы на страницах одесских газет. Каждое письмо с фронта вызывало новый патриотический подъем, поднимало на
славные трудовые свершения.
«Посылаю вам свой горячий красноармейский привет, – писала родному коллективу добровольно ушедшая на фронт медсестрой работница завода им. Красина В. Чушейко. – Желаю вам, дорогие друзья, плодотворно работать на благо любимой социалистической Родины, помогать своей стахановской работой в тылу громить фашистские орды».
Город, всегда отличавшийся веселым и жизнерадостным нравом, не утратил его и в годину грозной опасности. Широкой популярностью в эти дни у жителей к воинов-защитников Одессы пользовался опубликованный ранее в областных газетах и распространяемый теперь отдельными листовками «Лист
людожеру Адольфу Гiтлеру вiд онукiв великих запорожцiв землi украiнскоi». В нем, составленном в духе знаменитого письма запорожских казаков турецкому султану, говорилось:
«Ми, правнуки i онуки славних i войовничих запорожцiв землi украшськоi, яка тепер входить у великий СРСР, вирiшилн тобi, проклятий кате, листа цього написати, як писали колись нашi прадiди i дiди, якi завдали вам ворогам украшським великоi бiди.Ти, пiдлий Iуда i гад, напав на нашу Краiну Рад i хочеш забрати у нас фабрики i заводи, землю, лiси i води i привести сюди барогнiв, кашталiстiв – таких, як ти, бандита i розбишак-фашiсiтiв. Та цьому школи не бувати. Ми зумiемо за себе постояти...
Завжди били ми нiмецьких лицарiв-псiв, розiб'емо гiтлерiв i геббелсiв. Не бачити тобi нашоi пшеницi i сала, а будеш iсти те, що свиня на... Не дiстанеш ти жодного воза провiзи, хоч уже i втратив краши дивiзн, не збудуеш ти на наций землi жодну вшу, ми втдведемо для кожного з вас по два метри на могилу. Збудуемо пам'ятник для кожного фашистського бандита з написом: «Ось де собака зарита!»
Людожер ти i крозопивця, кат у коричневой сорочщ i вбивця, некоронований фюрер i старий гер, не пiдкорити тобi школи СРСР, i як не доведеться свиш на небо дивитися, так тобi у нашому городi не ритися, хоч у тебе морда й свиняча i свинська вдача... У нас вистачить лiтак1в, бомб, снарядiв i штикiв, танкiв i гармат, щоб стерта тебе на порох, хижак i кат... А втiм, чортовi гади, не минуть
вас усiх наши кулi i снаряди. Про це скажи Герінгу, Геббельсу i Риббентропу поцелуй iх заодно в ...
Щоб повiрив ти, що цього листа писали укра'iнськi запорожцi- козаки, хоробрi й смшивi вояки, додаемо копiю картини I. Репiна».
Последнее редактирование: 6 года 10 мес. назад от TruckDriver.
Администратор запретил публиковать записи.

73 героических дня. 6 года 10 мес. назад #83

  • TruckDriver
  • TruckDriver аватар
  • Вне сайта
  • Модератор
  • Сообщений: 1111
  • Спасибо получено: 1
  • Репутация: 3
8 августа, пятница.

Продолжался отход основных сил Приморской армии на новые рубежи обороны. Противник, обладая значительным превосходством в живой силе и боевой технике, непрерывно наседал на советские войска, упорно пытаясь на их плечах прорваться к Одессе. Эти попытки были отражены героическими усилиями частей Приморской армии.
Ожесточенный бой завязался на северной окраине села Катаржино – одного из пунктов, через которые проходил новый рубеж обороны, отведенный 95-й дивизии. Отдельным подразделениям противника удалось проскочить сюда раньше, чем прибыли наши части. В результате боя враг был отброшен.
Высокие примеры бесстрашия в боях показали бойцы 2-го батальона 90-го полка под командованием майора В. А. Вруцкого и 13-го отдельного разведывательного батальона под командованием старшего лейтенанта М. Г. Долгого.
8 августа произошел бой на участке Беляевка – Мангейм – Бриновка, где оборону заняли части 25-й дивизии. Бойцы и командиры стойко выдержали натиск превосходящих сил врага. На позиции взвода, которым командовал лейтенант Клавдиев, при поддержке танков наступал батальон вражеской пехоты.
Подпустив фашистов на близкое расстояние, взвод по команде открыл огонь. Сержант Данильченко и ефрейтор Скиба меткими выстрелами из противотанковых ружей подожгли 4 танка. Красноармеец-пулемётчик 31-го стрелкового полка X. Г. Мотаев уничтожил огнём из ручного пулемёта свыше 30 солдат противника.
В полосе действия 25-й и 95-й дивизий противник испытал на себе силу ударов нашей авиации. В дневнике командира одного из батальонов 35-го румынского пехотного полка майора Караджа, убитого под Одессой, была такая запись: «8 августа в 5 часов – атака русских истребителей; в 8 часов снова атака советской
авиации; в 11.40 – третья атака. Все солдаты попрятались в кукурузе. В 13 часов одиннадцать истребителей опять атакуют наши колонны»1. Это действовали летчики 69-го истребительного авиационного полка во главе с талантливым командиром майором Л. Л. Шестаковым, впоследствии удостоенным звания Героя
Советского Союза. Прикрывая наши боевые порядки, город и порт, они систематически вступали в воздушные бои с авиацией противника, вылетали на штурмовку и наносили удары с воздуха по скоплениям живой силы и техники фашистских войск, производили авиаразведку во вражеском тылу. В этот день советские истребители после штурмовки в районе Катаржино встретились в воздухе с двенадцатью вражескими Ме-109. Б
завязавшемся бою они сбили 9 самолётов, не потеряв ни одного. Самоотверженность, отвагу и героизм проявили военком эскадрильи старший политрук С. А. Куница, командиры звеньев старшие лейтенанты
А. Т. Череватенко, П. В. Полоз, А. А. Елохкн и лейтенант В. А. Серогодский, летчики лейтенанты А.В.Алелюхин, И. С. Королев, заместитель командира полка капитан Ю. Б. Рыкачев. Отважные советские летчики совершали боевые вылеты днем и ночью, в условиях низкой облачности и в дождь, с честью выполняли все задания командования.
Блестящую операцию провел отходивший с 95-й и 25-й дивизиями 265-й корпусный артиллерийский полк, которым командовал коммунист, депутат Верховного Совета УССР майор Н. В. Богданов. Радисты полка приняли сообщение о том, что противник сбил заслон наших войск и большое число его танков вышло на дорогу Тирасполь – Одесса, в полосу действия 25-й дивизии. Трудно было даже предположить, что тяжелую
артиллерию можно использовать для борьбы с танками на близкой дистанции, притом на открытой местности. Однако богдановцы оказались готовы и к этому. Командир полка принял смелое решение. Он приказал первому и второму пушечным дивизионам приготовиться для стрельбы по танкам прямой наводкой, а третьему, гаубичному, прикрыть полк огнём из-за бугра. Вскоре на дороге показалось 43 неприятельских танка. Артиллеристы встретили их мощным и слаженным огнём. Несколько танков удалось подбить сразу, но остальные, перестраиваясь на ходу, двигались вперед. Снова последовали артиллерийские залпы, и снова запылали еще несколько вражеских машин. Тогда противник изменил тактику, стал обходить позиции полка с фланга. Однако там его встретила наша пехота. Попытка танковых частей врага с ходу прорваться туда, где еще не успели занять оборону наши войска, была сорвана.
8 августа части 25-й и 95-й дивизий начали организованно занимать указанные им рубежи на левом фланге и центральном участке обороны Одессы. Однако на правом фланге положение осложнилось. Развивая наступление от Днестра, противнику удалось вновь прорвать фронт нашей обороны и врезаться клином между Приморской и 9- й армиями в полосе действия 30-й и 51-й дивизий. Оказавшись перед угрозой окружения, 9-я армия отступила по направлению на Николаев, и с ней вместе к Южному Бугу отошла большая часть
30-й дивизии, которая должна была перейти к Приморской армии и занять рубежи на правом фланге обороны Одессы. Образовался 50-километровый разрыв нашего фронта в районе Березовки – Сербки. В образовавшуюся брешь устремились части 72-й немецкой пехотной дивизии и румынская кавалерийская бригада.
Чтобы ликвидировать угрозу, командование Приморской армии вывело из резерва 1-ю кавалерийскую дивизию и выдвинуло её на рубеж Сербка – Благоево в 55–60 километрах севернее Одессы. Конники 5-го кавполка с ходу вступили в бой с частями 72-й немецкой пехотной дивизии в районе села Кубанка. В бою противник потерял около 200 человек убитыми, несколько орудий и миномётов, около 50 автомашин с имуществом и боеприпасами. Оставив полк в Кубанке, кавалерийская дивизия форсированным маршем двинулась дальше на север и ночью сосредоточилась в районе села Капитановка. На рубежи, которые остались незанятыми из-за отхода на восток 30-й стрелковой дивизии, были спешно направлены отдельные подразделения, объединенные в сводную группу войск. В неё вошли: 1-й полк морской пехоты – командир майор В. П. Морозов, которого через несколько дней сменил ветеран гражданской войны полковник Я. И. Осипов, 26-й полк НКВД и находившийся в резерве армии 54-й стрелковый полк 25-й Чапаевской дивизии под командованием полковника И. И. Свидницкого. Командиром сводной группы назначили комбрига С. Ф. Монахова. Опасный разрыв линии фронта был ликвидирован.
В Одессе и её окрестностях было введено осадное положение.
Приказ начальника гарнизона города Г. В. Жукова гласил:
«1. С 19.00 8 августа город Одесса с окрестностями объявляется на осадном положении.
2. Въезд гражданам в город без специальных пропусков, выдаваемых председателями райисполкомов, запрещается.
3. Во изменение приказа по гарнизону № 21 от 4.УШ. 41 г. движение граждан и всех видов гражданского транспорта с 20.00 до 6.00 запрещается. Возвращение с работы и следование по служебным делам в этот период разрешается лишь по специальным пропускам, выдаваемым комендантом гарнизона.
4. За всякие диверсионные вылазки (стрельба с чердаков, подача световых сигналов, работа радиопередатчиков) отвечают домовладельцы, управляющие домами и дворники.
5. За нарушение приказа виновные будут привлекаться к строжайшей ответственности по законам военного времени».
Истребительные батальоны и подразделения народного ополчения усилили охрану промышленных предприятий, объектов транспорта и связи, особенно морского порта, источников водоснабжения, помогали поддерживать в городе строгий порядок военного времени.
Последнее редактирование: 6 года 10 мес. назад от TruckDriver.
Администратор запретил публиковать записи.

73 героических дня. 6 года 10 мес. назад #84

  • TruckDriver
  • TruckDriver аватар
  • Вне сайта
  • Модератор
  • Сообщений: 1111
  • Спасибо получено: 1
  • Репутация: 3
9 августа, суббота.

На рассвете противник силами 72-й немецкой, 3-й и 7-й румынских пехотных дивизий и 1-й румынской кавалерийской бригады начал атаковать наши войска в разных пунктах, пытаясь нащупать наиболее слабые места складывавшейся обороны и параллельными ударами расчленить Приморскую армию. В течение всего дня шли ожесточенные бои. Жарким боем встретили утро и части 25-й стрелковой дивизии, державшие оборону на
рубеже Раздельная – Каролино-Бугаз. На участке одного из взводов 31-го полка противник при поддержке 5 танков пошел в атаку. Десять бойцов взвода во главе
с младшим лейтенантом Петренко смело вступили в схватку с врагом. Истребители танков Ванин, Проценко и Теплов меткими выстрелами из противотанковых ружей уничтожили 3 танка, а остальные бойцы встретили вражескую пехоту ружейно- пулемётным огнём и гранатами. Враг отступил.
Решительно и смело действовали артиллеристы подвижных батарей военно-морской базы, которые были направлены на поддержку частей 25-й дивизии. 36-я подвижная батарея вступила в единоборство с дивизионом тяжелой артиллерии противника. Не успели вражеские артиллеристы изготовиться к открытию огня, как на них обрушились снаряды из советских орудий. В течение нескольких минут огнём подвижной батареи были выведены из строя 12 тяжелых пушек противника. За этот бой командир батареи лейтенант Д. П. Бойко был награжден орденом Ленина.
Особенно упорные бои велись в этот день в районе Жеребково — Кошары — Раздельная на рубеже обороны 95-й стрелковой дивизии, против которой действовали две вражеские дивизии. 7-я рота 241-го полка встретила противника штыковой контратакой; в бою один только взвод этой роты уничтожил около ста
захватчиков. Так же стойко держались и другие стрелковые подразделения дивизии. Пехоту надежно поддерживала дивизионная артиллерия: 57-й артполк под командованием майора А. В. Филипповича уничтожил около трех вражеских батальонов. В течение многих часов дивизия отражала непрерывные атаки врага.
Однако к концу дня противнику на северо-восточном участке обороны удалось потеснить наши подразделения, овладеть районом Сербка – Белка и создать угрозу выхода своих частей в тыл Приморской армии. На северо-западе наши подразделения вынуждены были оставить узловую железнодорожную станцию
Раздельная.
Учитывая огромный перевес вражеских сил, а также то обстоятельство, что намеченный ранее рубеж обороны Одессы по линии Березовка – Катаржино – Раздельная и Кучурганский лиман был в инженерном отношении слабо оборудован, командование Приморской армии приняло решение с утра 10 августа отвести войска на новую линию обороны и приказало:
сводной группе комбрига Монахова занять рубеж Коблево – Визирка – Ильинка;
95-й Молдавской стрелковой дивизии – Старая Вандалиновка – Новоселовка – станция Карпово;
25-й Чапаевской стрелковой дивизии – Красная Вакуловка – Мангейм – Кагарлык – озеро Попово;
восточный берег Днестровского лимана оборонять силами четырех рот 287-го полка 25-й дивизии и двух истребительных батальонов – Овидиопольского и Роксолянского.
С приближением фронта к Одессе участились массированные налёты вражеских бомбардировщиков на город.
Противовоздушную оборону Одессы, как уже указывалось, обеспечивала наряду с 69-м истребительным авиаполком 15-я бригада ПВО. Она имела в своем распоряжении свыше 90 зенитных пушек 85-, 76- и 37-миллиметрового калибра, зенитно- пулемётный батальон, батальон прожекторов, дивизион заградительных аэростатов, службу воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС). Непосредственно в Одессе и её ближайших окрестностях размещались подразделения 638-го зенитно-артиллерийского полка, прикрывавшего особо важные объекты – электростанцию, железнодорожный вокзал, завод имени Январского восстания и другие. Особое внимание уделялось району порта: его охраняли совместными силами зенитно-артиллерийский полк военно-морской базы и зенитно-артиллерийский дивизион 15-й бригады ПВО. Дивизион аэростатов этой бригады преграждал воздушное пространство над городом с севера и юго-запада; пять катеров, снабженных рациями, постоянно находились в море на расстоянии 30 – 40 километров от берега и оповещали о подходе самолётов противника со стороны моря. Зенитчики батареи лейтенанта В. И. Тарасенко из 638-го
зенитно-артиллерийского полка первыми сбили вражеский самолёт над Одессой.
Активное участие в противовоздушной обороне города принимало население. Тысячи трудящихся, организованных в группы самозащиты, главным образом женщины и подростки, днем и ночью дежурили на крышах и в подъездах жилых домов. Пренебрегая опасностью, они обезвреживали сброшенные врагом
зажигательные бомбы.
Совершенствовалась сеть бомбоубежищ и других укрытий для населения. На площадях и в скверах, у трамвайных остановок и на обочинах тротуаров были отрыты 4294 щели общей протяженностью около 90 тысяч метров, являвшиеся эффективным укрытием для людей во время вражеских бомбардировок. Многие жители города начали переселяться с семьями в катакомбы, образовавшиеся еще в прошлом столетии в результате
бессистемной добычи камня-ракушечника, из которого тогда строились здесь почти все дома. Одесские катакомбы представляют собой огромный подземный лабиринт с бесконечным количеством разветвлении, общая длина которых превышает сто километров. Многие из них залегают на значительной глубине – до 30 метров. Там даже прямое попадание бомб не могло причинить никакого ущерба. Эти надежные укрытия стали временным жильем 38 тысяч одесситов.
Все же налёты фашистской авиации на город наносили большой урон. От прямого попадания бомб много домов превратились в руины. Было немало человеческих жертв среди населения. Из порта вышел теплоход «Кубань», на борту которого находились 3000 эвакуируемых в тыл стариков, женщин и детей, оборудование городского холодильника и 1000 тонн рефрижераторных грузов. В районе Евпатории он подвергся нападению немецких патрулирующих бомбардировщиков. Бомба весом в 250 килограммов попала в один из трюмов. Судно стало медленно погружаться в воду. Командование теплохода, как отмечено в вахтенной записи, «приняло меры к спасению корабля, груза, людей. Однако попытки наложить пластырь не увенчались успехом, так как пробоина в корпусной части была намного больше имеющегося пластыря, водоотливные средства не могли
работать на полную мощность – трубопровод в результате взрыва был поврежден. Для спасения судна, груза и людей капитан принял решение выброситься на мель, что и было сделано в районе Евпатории». Вскоре сюда подошли пароходы «Пестель» и «ЧатырДаг», на которые перешли пассажиры. На другой день
теплоход был снят с мели и прибыл для ремонта в Севастополь.
Последнее редактирование: 6 года 10 мес. назад от TruckDriver.
Администратор запретил публиковать записи.
  • Страница:
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

© 2013 Военно-исторический центр «Память и Слава»
Украина, г.Одесса